Юрий Рыбчинский: За что осуждать Лорак и Повалий, когда у нашего президента тоже бизнес в России?Юрий Рыбчинский: За что осуждать Лорак и Повалий, когда у нашего президента тоже бизнес в России?

Легендарный поэт-песенник, народный артист Украины Юрий Рыбчинский в 2015-м отмечает 70-летие. В соседней России, где государство использует артистов как идеологическое оружие, с такой даты обязательно сделали бы событие государственного масштаба. Награды, честь, многочисленные телешоу федеральных каналах увенчались бы пафосным концертом в Кремлевском дворце.

В Украине все по-другому. Нет! Рыбчинского тоже почтили — Президент наградил художника орденом князя Ярослава Мудрого. И наш юбиляр искренне, без иронии радуется этой отличии. Юрий Евгеньевич уверяет, что не ожидал удостоиться такого внимания. А о концерте говорит, что устроит его и сам, без поддержки Минкульта, только бы дождаться мирное время.

И ни знаки внимания от главы государства, ни членство сына-депутата во фракции Блока Порошенко, не сдерживают Рыбчинского от острого слова в адрес нынешней власти. «Президент — это не Иисус Христос», — объясняет Юрий Евгеньевич в разговоре с «Главкомом». Речь о правительство еще жестче: «Это правительство не камикадзе, это правительство преступников». Поэт, который в своих произведениях предсказал Майдан, сейчас застаригае руководителей государства от нового народного возмущения.

«Я делаю предупреждение для тех, кто этот Майдан готовит». Они кричат: если ты критикуешь власть, значит, ты — рука Москвы. Нет! Дело в том, что все, что делают сегодня наши чиновники является признаком того, что они не только рука Москвы, а и нога», — считает Рыбчинский.

Юрий Евгеньевич, в мае вы отметили 70-летие. Обычно к таким датам артисты готовят что особенное для поклонников. Над чем вы в этот юбилейный год?

Сейчас я работаю в нескольких жанрах. Пишу просто стихи, стихи для песен и пьесы. Окончил мюзикл о Мэрилин Монро, который называется «Мэрилин. Crazy in love », композитор Виктория Васалатий, с которой мы написали мюзикл« Эдит Пиаф. Жизнь в кредит »(постановка театра им. Франко -« Главком »). Также сейчас заканчиваю рок-оперу «Паганини» с композитором Виталием Волкомор.

Кто будет исполнять главную роль в мюзикле о Мэрилин?

Мы договорились с каналом «Интер», что сделаем телевизионный кастинг на разные роли, а ролей там много. Главные события в жизни Мэрилин Монро происходят вокруг мужчин. Это — ее продюсер Даррел Занук, директор киностудии «ХХ век — Фокс», это ее первый муж, выдающийся спортсмен-бейсболист Джо Ди Маджио, актер французского кино Ив Монтан, с которым у нее был роман в Голливуде, драматург Артур Миллер, президент Джон Кеннеди, также роль Жаклин Кеннеди и того, кого считают убийцей Кеннеди — Ли Харви Освальд. Еще есть такая персона — душа Мэрилин Монро. У меня в каждой пьесе есть некая мистическая фигура, например, Белая леди в «Эдит Пиаф», то и здесь без этого не обошлось. Я люблю мистику.

Ваш юбилей вам пришлось отмечать без традиционных для вас творческих вечеров. В них всегда участвовали многие российские артисты, с которыми вас связывает многолетнее сотрудничество. С кем из них вы поддерживаете отношения сегодня?

Так, каждый юбилей я делал концерт. Но в настоящее время я решил не делать концерт, потому что не могу пригласить, скажем, Тамару Гвердцители, Александра Малинина, Анжелику Варум … Я вообще считаю, что в это время, пока у нас идет война, не стоит делать подобных концертов. Делать посвященный войне концерт — очень угнетающий, а петь веселые песни в это время — не уместно. Нужно переждать. Когда ты что-то празднуют, а в это время у многих людей горе — это не правильно.

То есть, ждете …

Да. Я жду лучших времен. Еще много лет назад написал песню «Победа», жду, когда эта победа наступит.

Я сделал юбилейный телевизионный концерт на УТ-1. На разных каналах звучали концерты прошлых лет, они повторялись во время моего юбилея. Делать сейчас творческий вечер — это, во-первых, колоссальные финансовые и нервные затраты. Кроме того, Минкульт и раньше особо не помогал в таких мероприятиях … а сейчас даже не стоит обращаться с подобными просьбами. Но придет время и я сделаю концерт. В этом проблемы большой нет. Но я хочу делать тогда, когда у людей настроение будет нормальный.

С кем из российских артистов вы продолжаете поддерживать связи?

Сейчас их не так много. С российским прозаиком Виктором Ерофеевым, который всегда писал и пишет о России так, что никто из Украинской так не написал. Он остался современным Салтыковым-Щедриным для России. Чего стоит его известная «Энциклопедия русской души». Сейчас в Московском драматическом театре под руководством Армена Джигарханяна ставят рок-оперу «Белая ворона» (авторы Юрий Рыбчинский и Геннадий Татарченко — «Главком»), то, конечно, с Арменом Джигарханяном поддерживаю связи с композитором Максимом Дунаевским.

Гвердцители, Малинин также всегда были в орбите Рыбчинского. Сегодня эти связи не прерваны?

Им всем запрещено ехать с концертами в Украине. Независимо от того, какая у них позиция, — положительная, отрицательная или нейтральная. Я помню, с каким наслаждением мы работали с Сашей (Малининым — «Главком»), когда он решил сделать концерт из двух отделений из украинских песен. Он выучил украинский язык, совсем без акцента. С каким наслаждением он над этим работал. И «Дикие гуси» пел, и «Волшебную скрипку», и «Ночь которая месячная». Он ездил по Украине и имел колоссальный успех, потому что он влюблен в украинскую песню.

То есть, если российские артисты боятся, что если посетят Украину, то их по возвращению ждет наказание?

Им ничего не скажут, но они исчезнут с телевидению, с радио, вдруг в них начнутся проблемы с концертами. Им позволяют ехать только в Крым, в «ДНР», в «ЛНР». Вот туда, пожалуйста …

Лолита Милявская недавно в Керчи была с выступлением …

Да я знаю. Она пела украинские патриотические песни Вакарчука.

Но она в последнее время выступала с оскорбительными заявлениями в отношении Украины. В частности — критиковала стремление Украины в Европу, проклинала санкции, наложенные на Россию.

Это ее проблемы. Но ее мать с дочкой живут здесь (в Киеве — «Главком»). Каждый человек, особенно во время таких сложных событий может и ошибаться, но не нужно отнимать у нее шанс исправить эту ошибку. Не нужно на человеке навсегда ставить крест.

Ваше отношение к Лолиты сейчас изменилось?

Она как была талантливая исполнительницей, актрисой, так и осталась ею. Но его политические взгляды … При той эпидемии, которая есть в России, когда все зомбированные, ничего удивительного нет, что и она попала под это влияние. Меня это не удивляет.

В ее репертуаре есть и ваши песни …

Так, украинские, кстати, написанные с композитором Аркадием Укупником, «Ночное такси», «Я ненавижу тебя за то, что так люблю».

… Не было ли у вас желание запретить их петь?

Нет. Пусть поет. Я считаю, что украинские песни, которые звучат в России, работают на имидж Украины.

Не так давно в Киеве с концертом выступал Андрей Макаревич. Он из тех артистов, которые не боятся, что о них что-то в России подумают, или начнут травить.

Он не боится. Олег Басилашвили, Армен Джигарханян, Лия Ахеджакова, Борис Гребенщиков, Юрий Шевчук, Эльдар Рязанов — многие российские известных людей не боятся. У многих людей болит сердце за Россию и Украину, они понимают, к чему может привести фашизация России.

Один из жестких критиков украинской власти среди российских артистов — Иосиф Кобзон. Он называл нашу власть «палачами Донбасса», призывал отомстить Украинский за кровь. Вы, насколько известно, не разговариваете с ним уже много лет, хотя были друзьями. Ни старались сейчас убедить Кобзона?

Мы не разговаривали после первого Майдана, потом снова начали общаться. Для меня было очень обидно, когда он назвал наш украинский гимн нацистской. Что он там нашел нацистского? Даже при всей неуважении к российскому гимну, перелицованного третий раз, я все равно никогда не называл его нацистским. Это же гимн государства. Думаю, таким образом, бывшие друзья сами себя вычеркивают из рядов друзей … Кобзон — больной человек, поэтому не хочется ничего такого оскорбительного говорить, потому, что когда человек болеет, ее жалеть нужно. Это свидетельство того, что многие люди вышли из Советского Союза, но там и остались, кто одной ногой, а кто и двумя. Он поет «Ленин такой молодой», как он живет в том времени. Если он по этому радуется, то, наверное, ему хочется вернуться к советским временам. Он оскорбляет Украину, хотя сам там здесь родился (Кобзон родился в Донецкой области — «Главком») … Тем более, говорит те вещи, которых не было: якобы когда маленький был, то на Донбассе видел бандеровцев. Но бандеровских отрядов там никогда не было.

То, что Кобзон оскорбил гимн, перечеркнуло ваши отношения?

Да. Гимн, который освящен кровью людей, погибших на Майдане, — это святая песня. К ней не может быть отношение как к какому-то шлягера.

«Для Украины потеря Лорак или Повалий — это большая потеря»

Многие наши певцов продолжают ездить на работу в России. Это — Ани Лорак, Потап и Настя, Светлана Лобода, Таисия Повалий и другие. Как считаете, критика в их адрес обоснована?

Это можно было бы как-то осуждать, если бы у нас было официально объявлено, что мы воюем с Россией. Но у нас нет такого. За что осуждать их, когда не только в нашей президента но и у многих наших олигархов и бизнесменов бизнес в России, а российский бизнес работает сейчас на нашей территории. Кроме того, миллионы наших людей работают в России, потому что им нужно содержать семьи. Они работают там, потому, что не имеют работы здесь. Я понял бы, если бы здесь было столько работы, а они ездили в Россию … Кроме того, с моей точки зрения, артисты, представляющие Украину и ездят петь в Россию, делают доброе дело, потому что раз их там приходят люди, то они приходят на Украину. У меня нет сомнений, что Светлана Лобода, Тая Повалий, Ани Лорак, Потап и Настя — не менее патриоты, чем кто-либо из нас. Но они ездят на работу. Они не к Путину ездят, не на политических митингах выступают. А «Океан Эльзы» разве не ездил с турами по России? В Петербурге например, их запретили. Но если такой коллектив, как «Океан Эльзы», поедет по России — разве это плохо?

Мы и так отдали России колоссальное количество эстрадных певцов и певиц. Наверное, 75% российской эстрады высшего эшелона — это наши. Это и Лариса Долина, и Лолита, и Анжелика Варум, и Наташа Королева … Кому-то, конечно, очень хочется, чтобы они никогда не возвращались, чтобы самим выглядеть, так сказать, на «высшем этаже». Но я считаю, что для Украины потеря таких певцов, как Лорак или Повалий, — это большая потеря. Где им здесь работать? Здесь ведь нет концертов. Если мама не кормит, то что плохого, если соседская тетя дает сиську. Пока не объявлена война и есть дипломатические отношения, пока наши заводы работают там, а их здесь, то я в этом не вижу никакого преступления.

В прошлом году концерты Ани Лорак блокировали даже в Одессе и Киеве …

Это то же, что и травли Макаревича в России.

Ваш сын в прошлом году проводил свой большой творческий вечер и якобы бойкотировал Таисию Повалий, для которой написал много песен в 90-е. В СМИ писали, что Евгений Рыбчинский, вроде бы, не захотел видеть певицу на своем концерте, потому что она запросила вбольшой гонорар.

Так, на самом деле, Евгений делал концерт, обратился к Игорю Лихуты, который назвал ему слишком большую цену. Дело в том, что Женя для Таи писал очень много песен, когда она начинала и это делалось бесплатно. Поэтому его это морально поразило.

Вы посещаете все концерты Ирины Билык в столице. Но, кажется, в ее репертуаре форуме ваших песен?

Одну песню я ей сделал для дуэта с Зибровым — «Мужчина и женщина», но это ничего не значит. Я ее люблю не потому, что она поет мои песни, она выдающаяся певица, сделала целую эпоху в украинской эстраде.

Ее часто осуждают за то, что она начала с начала 2000-х петь на русском. И это типичная ситуация для многих украинских певцов, которые решили таким образом расширит свой рынок.

А что, на русском языке перестали в Украине говорить? Разве русский язык пришел к нам из России? Она возникла на территории древнего славянской речи, так же как украинская, белорусская. Русский язык не принадлежит только России, как и английский язык не принадлежит только Англии. Речь не враждуют. Не нужно ставить знак равенства: русский язык — это Россия. Украинская культура, с моей точки зрения, многокрылый. Украина дала гениев, которые писали на украинском языке, гениев, которые писали на русском, гениев, которые писали, как Шолом Алейхем на идиш, гениев которые писали польской, и даже как Пауль Целан, немецком. Если взять всех, вернуть и сказать, что это наши, не отдавать России, и другим странам, то мы сразу становимся великой мировой культурой.

Как часто сейчас у вас заказывают песни?

Если взять 2013 год, то, как минимум — 2 песни в месяц мне заказывали. Сейчас, в связи с тем, что концертов меньше, у исполнителей меньше возможностей покупать песни, но, все равно, я пишу, например, для Лаймы Вайкуле, постоянно. В 2014 году Лайма пела в финале «Песни года» нашу с Владимиром Волкомор песню «Прощание Славянки», после этого еще несколько песен мы для нее написали.

Заказывает Павел Зибров, также молодые певцы. Но меньше, намного. И все это временно. Это как у рояля: не бывает инструмента только с белыми клавишами, и не бывает рояля только с черными. Если ты увидел рояль с одними черными клавишами, то подними крышку (смеется).

От чего зависит цена за песню?

В первую очередь от имени того или иного автора. Если это песня таких композиторов как Виктор Дробыш или Игорь Крутой, или Константин Меладзе, то, конечно, она будет дороже, чем в другого.

А у вас от чего зависит в маэстро Рыбчинского?

Смотря для кого пишешь. Я могу написать и бесплатно, скажем, для Гвердцители или для Малинина — одну песню в год подарить. А так … Это рынок, понимаете.

«Критиковать — это не значит делать президенту плохо»

Сегодня ваш сын Евгений в политике. Он в Блоке Петра Порошенко. Даете ли вы советы сыну-депутату?

Когда он хочет посоветоваться и если я в этом разбираюсь, конечно, я даю ему какие-то советы. Но он очень самостоятельный человек, поэтому обращается ко мне очень редко.

Он работает в комитете по делам ветеранов, участников боевых действий, участников АТО и людей с инвалидностью. Я ему говорил, что нужно восстановить институт военных аптек, чтобы для военных и их семей были отдельные аптеки. Люди покупают лекарства сейчас за колоссальные деньги, я считаю, что это — преступление со стороны государства, допускать такое. Государство должно им бесплатно давать лекарства, или по сниженным ценам. Кстати, в США армия — это святое, а при армии всегда существовал институт военных аптек. У нас же его отменили, потому что медицина стала предметом бизнеса.

Ваш сын часто критикует президента.

Критиковать — это не значит делать президенту плохо.

«Украинцы не сделали для себя никаких выводов после первого Майдана. Поэтому и получили президента в разы хуже, чем в предыдущем (Януковича) ». Это ваши слова. А сейчас как вы оцениваете изменения в стране?

У нас интересная тенденция: после Кучмы каждый следующий президент был хуже предыдущего. Это я говорил еще до последних президентских выборов.

То есть при Кучме лично вам жилось лучше всего?

При Кучме происходила колоссальное количество концертов под его патронатом, была возможность найти спонсоров. Более 70 конкурсов украинской песни происходило тогда в год. Фестивали в Крыму песенные проводились, были условия для этого. Если бы все таким путем пошло, если бы были созданы еще дальше условия для спонсорства, если бы дали возможность меценатам и спонсорам спонсировать культуру, если бы были законы, при которых культура не платила бы налоги, то мы бы имели другую культуру. У нас бы тогда никто не ездил бы в Россию.

И вот уже прошло много времени, не только после первого, но и после второго Майдана. По вашему мнению, есть какие-то сдвиги?

Властью все сделано для того, чтобы состоялся третий Майдан. Обвал гривны, повышение стоимости коммунальных услуг, у меня, как у пенсионера, отрубили 15% пенсии. Во времена Януковича за 3 года меньше было сделано против людей, чем за год с этим правительством. Поэтому, я считаю, что это правительство не камикадзе — это правительство преступников.

Надо очень не любить свой народ, чтобы делать такие вещи. В то же время идут миллиардные сделки через Таможенную службу, через продажу собственности и все остальное. Но с каждым Майданом наш народ имеет все больше опыта …

Родители, дети с оружием в руках каждый день, рискуя своей жизнью на Востоке воюют. За что они воюют? Они воюют за свою Родину, за будущее. Какое будущее может быть у детей и внуков, если останется эта модель государства? Надо не реформами заниматься, а модель государства менять. Реформы — это как ремонт плохой машины: в ржавый Запорожец время от времени вставляют какую-то деталь то от мерседеса то от Ситроена.

«Я не «каркают». Я делаю предупреждение … »

Как эту модель нужно менять?

Надо делать такую модель государства, как у чехов, поляков, то есть, народный капитализм. Иначе ничего не поменяется. Самый большой недостаток нашей модели — бороться с коррупцией назначают тех, кто является коррупционером. Коррупция же не существую внизу: как судьи будут что-то решать, когда сами на 100% являются коррупционерами. Нужно все менять — милицию, судей.

Так вот у нас же сейчас создают новую милицию …

Когда в одной из своих поэм я предсказал, что будет Майдан. Так и сейчас все к этому идет. Я не «каркают». Я делаю предупреждение для тех, кто этот Майдан «готовит». Они кричат: если ты критикуешь власть, значит, ты — рука Москвы. Нет. Дело в том, что все, что делают наши чиновники на сегодняшний день является признаком того, что они рука Москвы. Рука и нога. Если то, что они делают, не работает на украинский народ, то значит, это работает на врага. Вроде через Минские соглашения они не могут отвечать врагу огнем, не имеют права выгнать оружием врага. Власть балуется, войну превратила в бизнес. Это позорно.

Когда артисты идут к власти, это — позитив?

С моей точки зрения, Верховная Рада должна состоять из других людей. Нужно иметь два образования — юридическое и экономическое. Может быть очень хороший человек, или очень добросовестная, которая рисковала жизнью, но в парламенте нужно законы писать, а есть такие сейчас депутаты, также сроков юридических не знают. У нас до сих пор не было полноценного парламента. Сейчас такое отношение: нам нравится то человек, то давайте ее выберем в Верховную раду. Так нельзя.

Вы о таких, как казак Гаврилюк?

Он больше пользы бы сделал, если бы ему дали роту, пусть воюет. Это все равно, что меня назначить директором военного завода. Парламент должен быть профессиональным, это не любительский клуб «хороших людей». И партии я бы запретил, кстати.

Зачем?

Потому что наша страна отравлена так называемой партийности. Но настоящие партии должны быть идеологическими. Идеологий не так много: может быть коммунистическая, социалистическая, социал-демократическая, либеральная, анархическая … А у нас — партия Иванова, партия Петрова, Петренко, Сидоренко. Это клубы. Это бизнес. Которая может быть партия по географическому признаку — я о Партии регионов? 70 лет все партийную жизнь людей в нашей стране — это была одна партия. Мы каждый день, образно говоря, ели одну и ту же пищу. Представьте, что вы 70 лет ели овсянку, и вдруг вас пригласили на банкет с разнообразием блюд. Что с вами будет? Гастрит, язва и так далее. У нас люди сейчас не объяснят толком, какая идеология у «Батькивщины», например, или в «Народного фронта».

Тем не менее, ваш сын в парламенте в составе президентской фракции.

Он не член партии, он мажоритарщик. Просто он шел под эгидой БПП.

Правильно, что КПУ запретили?

Для того, чтобы запретить любую партию, надо провести что-то вроде Нюрнбергского процесса. Если сегодня можно запретить КПУ, то завтра так же можно запретить любую из других партий, которые есть в парламенте. Это не цивилизованно. Цивилизованно — решать все через суд, на котором определяется приговор.

«Артистам я бы сказал — хотите стать народными? Пожалуйста, соберите 70000 людей!»

Петр Порошенко вам на 70-летие вручил орден Ярослава Мудрого. Что для вас значит такое отличие?

Для меня это было неожиданно. Если я заслужил орден Ярослава Мудрого, то я благодарен президенту. Но я не обращался, никто не подавал никаких документов, это была его инициатива, значит, он так считает. Каждому человеку приятно, когда его ценят.

Есть ли сегодня смысл в званиях народного, заслуженного артиста?

Надо менять систему присвоения этих званий. Когда власть отмечает, кому дать, — это как при Советском союзе. С моей точки зрения, не власть отмечать — это должно определять народ, то есть количество людей, которые приходят на концерты. Власть может не давать Вакарчуку звание народного артиста. Но он собирает 70 000 зрителей, а другие артисты не могут собрать такое количество людей. Другим артистам я бы сказал — хотите стать народными? Пожалуйста, соберите 70000 человек!

Какую пенсию вы получаете как народный артист?

Когда я ушел на пенсию, в 60 лет, моя пенсия составляла примерно 5000 гривен. По курсу на тот момент это было около $ 1000. Затем, доллар вдруг в 2 раза вырос, моя пенсия стала составлять $ 500. На сегодняшний день, если учесть, что у меня забрали 15% пенсии — это около $ 200 получается. То есть, $ 800 у меня государство украла. Государство, которое я должен любить, на которую я должен работать.

Ваш творческий собрат, композитор Игорь Поклад, соавтор самых известных ваших шлягеров, тяжело болеет? Какой у него состояние сегодня, и отозвались на ваш призыв ему помочь артисты?

Он перенес тяжелые операции. Здоровье его сейчас более-менее нормальное. Дай Бог, он еще много лет жить и писать. Он — гений украинской музыки.

Кто из артистов ему помогал?

Помогали все, когда были операции. И Меладзе, и Ротару, и Лихута с Повалий, очень многие артисты помогли, всех и не назову.

По информации Сайта «Главком». www.glavcom.uaЛегендарный поэт-песенник, народный артист Украины Юрий Рыбчинский в 2015-м отмечает 70-летие. В соседней России, где государство использует артистов как идеологическое оружие, с такой даты обязательно сделали бы событие государственного масштаба. Награды, честь, многочисленные телешоу федеральных каналах увенчались бы пафосным концертом в Кремлевском дворце.

В Украине все по-другому. Нет! Рыбчинского тоже почтили — Президент наградил художника орденом князя Ярослава Мудрого. И наш юбиляр искренне, без иронии радуется этой отличии. Юрий Евгеньевич уверяет, что не ожидал удостоиться такого внимания. А о концерте говорит, что устроит его и сам, без поддержки Минкульта, только бы дождаться мирное время.

И ни знаки внимания от главы государства, ни членство сына-депутата во фракции Блока Порошенко, не сдерживают Рыбчинского от острого слова в адрес нынешней власти. «Президент — это не Иисус Христос», — объясняет Юрий Евгеньевич в разговоре с «Главкомом». Речь о правительство еще жестче: «Это правительство не камикадзе, это правительство преступников». Поэт, который в своих произведениях предсказал Майдан, сейчас застаригае руководителей государства от нового народного возмущения.

«Я делаю предупреждение для тех, кто этот Майдан готовит». Они кричат: если ты критикуешь власть, значит, ты — рука Москвы. Нет! Дело в том, что все, что делают сегодня наши чиновники является признаком того, что они не только рука Москвы, а и нога», — считает Рыбчинский.

Юрий Евгеньевич, в мае вы отметили 70-летие. Обычно к таким датам артисты готовят что особенное для поклонников. Над чем вы в этот юбилейный год?

Сейчас я работаю в нескольких жанрах. Пишу просто стихи, стихи для песен и пьесы. Окончил мюзикл о Мэрилин Монро, который называется «Мэрилин. Crazy in love », композитор Виктория Васалатий, с которой мы написали мюзикл« Эдит Пиаф. Жизнь в кредит »(постановка театра им. Франко -« Главком »). Также сейчас заканчиваю рок-оперу «Паганини» с композитором Виталием Волкомор.

Кто будет исполнять главную роль в мюзикле о Мэрилин?

Мы договорились с каналом «Интер», что сделаем телевизионный кастинг на разные роли, а ролей там много. Главные события в жизни Мэрилин Монро происходят вокруг мужчин. Это — ее продюсер Даррел Занук, директор киностудии «ХХ век — Фокс», это ее первый муж, выдающийся спортсмен-бейсболист Джо Ди Маджио, актер французского кино Ив Монтан, с которым у нее был роман в Голливуде, драматург Артур Миллер, президент Джон Кеннеди, также роль Жаклин Кеннеди и того, кого считают убийцей Кеннеди — Ли Харви Освальд. Еще есть такая персона — душа Мэрилин Монро. У меня в каждой пьесе есть некая мистическая фигура, например, Белая леди в «Эдит Пиаф», то и здесь без этого не обошлось. Я люблю мистику.

Ваш юбилей вам пришлось отмечать без традиционных для вас творческих вечеров. В них всегда участвовали многие российские артисты, с которыми вас связывает многолетнее сотрудничество. С кем из них вы поддерживаете отношения сегодня?

Так, каждый юбилей я делал концерт. Но в настоящее время я решил не делать концерт, потому что не могу пригласить, скажем, Тамару Гвердцители, Александра Малинина, Анжелику Варум … Я вообще считаю, что в это время, пока у нас идет война, не стоит делать подобных концертов. Делать посвященный войне концерт — очень угнетающий, а петь веселые песни в это время — не уместно. Нужно переждать. Когда ты что-то празднуют, а в это время у многих людей горе — это не правильно.

То есть, ждете …

Да. Я жду лучших времен. Еще много лет назад написал песню «Победа», жду, когда эта победа наступит.

Я сделал юбилейный телевизионный концерт на УТ-1. На разных каналах звучали концерты прошлых лет, они повторялись во время моего юбилея. Делать сейчас творческий вечер — это, во-первых, колоссальные финансовые и нервные затраты. Кроме того, Минкульт и раньше особо не помогал в таких мероприятиях … а сейчас даже не стоит обращаться с подобными просьбами. Но придет время и я сделаю концерт. В этом проблемы большой нет. Но я хочу делать тогда, когда у людей настроение будет нормальный.

С кем из российских артистов вы продолжаете поддерживать связи?

Сейчас их не так много. С российским прозаиком Виктором Ерофеевым, который всегда писал и пишет о России так, что никто из Украинской так не написал. Он остался современным Салтыковым-Щедриным для России. Чего стоит его известная «Энциклопедия русской души». Сейчас в Московском драматическом театре под руководством Армена Джигарханяна ставят рок-оперу «Белая ворона» (авторы Юрий Рыбчинский и Геннадий Татарченко — «Главком»), то, конечно, с Арменом Джигарханяном поддерживаю связи с композитором Максимом Дунаевским.

Гвердцители, Малинин также всегда были в орбите Рыбчинского. Сегодня эти связи не прерваны?

Им всем запрещено ехать с концертами в Украине. Независимо от того, какая у них позиция, — положительная, отрицательная или нейтральная. Я помню, с каким наслаждением мы работали с Сашей (Малининым — «Главком»), когда он решил сделать концерт из двух отделений из украинских песен. Он выучил украинский язык, совсем без акцента. С каким наслаждением он над этим работал. И «Дикие гуси» пел, и «Волшебную скрипку», и «Ночь которая месячная». Он ездил по Украине и имел колоссальный успех, потому что он влюблен в украинскую песню.

То есть, если российские артисты боятся, что если посетят Украину, то их по возвращению ждет наказание?

Им ничего не скажут, но они исчезнут с телевидению, с радио, вдруг в них начнутся проблемы с концертами. Им позволяют ехать только в Крым, в «ДНР», в «ЛНР». Вот туда, пожалуйста …

Лолита Милявская недавно в Керчи была с выступлением …

Да я знаю. Она пела украинские патриотические песни Вакарчука.

Но она в последнее время выступала с оскорбительными заявлениями в отношении Украины. В частности — критиковала стремление Украины в Европу, проклинала санкции, наложенные на Россию.

Это ее проблемы. Но ее мать с дочкой живут здесь (в Киеве — «Главком»). Каждый человек, особенно во время таких сложных событий может и ошибаться, но не нужно отнимать у нее шанс исправить эту ошибку. Не нужно на человеке навсегда ставить крест.

Ваше отношение к Лолиты сейчас изменилось?

Она как была талантливая исполнительницей, актрисой, так и осталась ею. Но его политические взгляды … При той эпидемии, которая есть в России, когда все зомбированные, ничего удивительного нет, что и она попала под это влияние. Меня это не удивляет.

В ее репертуаре есть и ваши песни …

Так, украинские, кстати, написанные с композитором Аркадием Укупником, «Ночное такси», «Я ненавижу тебя за то, что так люблю».

… Не было ли у вас желание запретить их петь?

Нет. Пусть поет. Я считаю, что украинские песни, которые звучат в России, работают на имидж Украины.

Не так давно в Киеве с концертом выступал Андрей Макаревич. Он из тех артистов, которые не боятся, что о них что-то в России подумают, или начнут травить.

Он не боится. Олег Басилашвили, Армен Джигарханян, Лия Ахеджакова, Борис Гребенщиков, Юрий Шевчук, Эльдар Рязанов — многие российские известных людей не боятся. У многих людей болит сердце за Россию и Украину, они понимают, к чему может привести фашизация России.

Один из жестких критиков украинской власти среди российских артистов — Иосиф Кобзон. Он называл нашу власть «палачами Донбасса», призывал отомстить Украинский за кровь. Вы, насколько известно, не разговариваете с ним уже много лет, хотя были друзьями. Ни старались сейчас убедить Кобзона?

Мы не разговаривали после первого Майдана, потом снова начали общаться. Для меня было очень обидно, когда он назвал наш украинский гимн нацистской. Что он там нашел нацистского? Даже при всей неуважении к российскому гимну, перелицованного третий раз, я все равно никогда не называл его нацистским. Это же гимн государства. Думаю, таким образом, бывшие друзья сами себя вычеркивают из рядов друзей … Кобзон — больной человек, поэтому не хочется ничего такого оскорбительного говорить, потому, что когда человек болеет, ее жалеть нужно. Это свидетельство того, что многие люди вышли из Советского Союза, но там и остались, кто одной ногой, а кто и двумя. Он поет «Ленин такой молодой», как он живет в том времени. Если он по этому радуется, то, наверное, ему хочется вернуться к советским временам. Он оскорбляет Украину, хотя сам там здесь родился (Кобзон родился в Донецкой области — «Главком») … Тем более, говорит те вещи, которых не было: якобы когда маленький был, то на Донбассе видел бандеровцев. Но бандеровских отрядов там никогда не было.

То, что Кобзон оскорбил гимн, перечеркнуло ваши отношения?

Да. Гимн, который освящен кровью людей, погибших на Майдане, — это святая песня. К ней не может быть отношение как к какому-то шлягера.

«Для Украины потеря Лорак или Повалий — это большая потеря»

Многие наши певцов продолжают ездить на работу в России. Это — Ани Лорак, Потап и Настя, Светлана Лобода, Таисия Повалий и другие. Как считаете, критика в их адрес обоснована?

Это можно было бы как-то осуждать, если бы у нас было официально объявлено, что мы воюем с Россией. Но у нас нет такого. За что осуждать их, когда не только в нашей президента но и у многих наших олигархов и бизнесменов бизнес в России, а российский бизнес работает сейчас на нашей территории. Кроме того, миллионы наших людей работают в России, потому что им нужно содержать семьи. Они работают там, потому, что не имеют работы здесь. Я понял бы, если бы здесь было столько работы, а они ездили в Россию … Кроме того, с моей точки зрения, артисты, представляющие Украину и ездят петь в Россию, делают доброе дело, потому что раз их там приходят люди, то они приходят на Украину. У меня нет сомнений, что Светлана Лобода, Тая Повалий, Ани Лорак, Потап и Настя — не менее патриоты, чем кто-либо из нас. Но они ездят на работу. Они не к Путину ездят, не на политических митингах выступают. А «Океан Эльзы» разве не ездил с турами по России? В Петербурге например, их запретили. Но если такой коллектив, как «Океан Эльзы», поедет по России — разве это плохо?

Мы и так отдали России колоссальное количество эстрадных певцов и певиц. Наверное, 75% российской эстрады высшего эшелона — это наши. Это и Лариса Долина, и Лолита, и Анжелика Варум, и Наташа Королева … Кому-то, конечно, очень хочется, чтобы они никогда не возвращались, чтобы самим выглядеть, так сказать, на «высшем этаже». Но я считаю, что для Украины потеря таких певцов, как Лорак или Повалий, — это большая потеря. Где им здесь работать? Здесь ведь нет концертов. Если мама не кормит, то что плохого, если соседская тетя дает сиську. Пока не объявлена война и есть дипломатические отношения, пока наши заводы работают там, а их здесь, то я в этом не вижу никакого преступления.

В прошлом году концерты Ани Лорак блокировали даже в Одессе и Киеве …

Это то же, что и травли Макаревича в России.

Ваш сын в прошлом году проводил свой большой творческий вечер и якобы бойкотировал Таисию Повалий, для которой написал много песен в 90-е. В СМИ писали, что Евгений Рыбчинский, вроде бы, не захотел видеть певицу на своем концерте, потому что она запросила вбольшой гонорар.

Так, на самом деле, Евгений делал концерт, обратился к Игорю Лихуты, который назвал ему слишком большую цену. Дело в том, что Женя для Таи писал очень много песен, когда она начинала и это делалось бесплатно. Поэтому его это морально поразило.

Вы посещаете все концерты Ирины Билык в столице. Но, кажется, в ее репертуаре форуме ваших песен?

Одну песню я ей сделал для дуэта с Зибровым — «Мужчина и женщина», но это ничего не значит. Я ее люблю не потому, что она поет мои песни, она выдающаяся певица, сделала целую эпоху в украинской эстраде.

Ее часто осуждают за то, что она начала с начала 2000-х петь на русском. И это типичная ситуация для многих украинских певцов, которые решили таким образом расширит свой рынок.

А что, на русском языке перестали в Украине говорить? Разве русский язык пришел к нам из России? Она возникла на территории древнего славянской речи, так же как украинская, белорусская. Русский язык не принадлежит только России, как и английский язык не принадлежит только Англии. Речь не враждуют. Не нужно ставить знак равенства: русский язык — это Россия. Украинская культура, с моей точки зрения, многокрылый. Украина дала гениев, которые писали на украинском языке, гениев, которые писали на русском, гениев, которые писали, как Шолом Алейхем на идиш, гениев которые писали польской, и даже как Пауль Целан, немецком. Если взять всех, вернуть и сказать, что это наши, не отдавать России, и другим странам, то мы сразу становимся великой мировой культурой.

Как часто сейчас у вас заказывают песни?

Если взять 2013 год, то, как минимум — 2 песни в месяц мне заказывали. Сейчас, в связи с тем, что концертов меньше, у исполнителей меньше возможностей покупать песни, но, все равно, я пишу, например, для Лаймы Вайкуле, постоянно. В 2014 году Лайма пела в финале «Песни года» нашу с Владимиром Волкомор песню «Прощание Славянки», после этого еще несколько песен мы для нее написали.

Заказывает Павел Зибров, также молодые певцы. Но меньше, намного. И все это временно. Это как у рояля: не бывает инструмента только с белыми клавишами, и не бывает рояля только с черными. Если ты увидел рояль с одними черными клавишами, то подними крышку (смеется).

От чего зависит цена за песню?

В первую очередь от имени того или иного автора. Если это песня таких композиторов как Виктор Дробыш или Игорь Крутой, или Константин Меладзе, то, конечно, она будет дороже, чем в другого.

А у вас от чего зависит в маэстро Рыбчинского?

Смотря для кого пишешь. Я могу написать и бесплатно, скажем, для Гвердцители или для Малинина — одну песню в год подарить. А так … Это рынок, понимаете.

«Критиковать — это не значит делать президенту плохо»

Сегодня ваш сын Евгений в политике. Он в Блоке Петра Порошенко. Даете ли вы советы сыну-депутату?

Когда он хочет посоветоваться и если я в этом разбираюсь, конечно, я даю ему какие-то советы. Но он очень самостоятельный человек, поэтому обращается ко мне очень редко.

Он работает в комитете по делам ветеранов, участников боевых действий, участников АТО и людей с инвалидностью. Я ему говорил, что нужно восстановить институт военных аптек, чтобы для военных и их семей были отдельные аптеки. Люди покупают лекарства сейчас за колоссальные деньги, я считаю, что это — преступление со стороны государства, допускать такое. Государство должно им бесплатно давать лекарства, или по сниженным ценам. Кстати, в США армия — это святое, а при армии всегда существовал институт военных аптек. У нас же его отменили, потому что медицина стала предметом бизнеса.

Ваш сын часто критикует президента.

Критиковать — это не значит делать президенту плохо.

«Украинцы не сделали для себя никаких выводов после первого Майдана. Поэтому и получили президента в разы хуже, чем в предыдущем (Януковича) ». Это ваши слова. А сейчас как вы оцениваете изменения в стране?

У нас интересная тенденция: после Кучмы каждый следующий президент был хуже предыдущего. Это я говорил еще до последних президентских выборов.

То есть при Кучме лично вам жилось лучше всего?

При Кучме происходила колоссальное количество концертов под его патронатом, была возможность найти спонсоров. Более 70 конкурсов украинской песни происходило тогда в год. Фестивали в Крыму песенные проводились, были условия для этого. Если бы все таким путем пошло, если бы были созданы еще дальше условия для спонсорства, если бы дали возможность меценатам и спонсорам спонсировать культуру, если бы были законы, при которых культура не платила бы налоги, то мы бы имели другую культуру. У нас бы тогда никто не ездил бы в Россию.

И вот уже прошло много времени, не только после первого, но и после второго Майдана. По вашему мнению, есть какие-то сдвиги?

Властью все сделано для того, чтобы состоялся третий Майдан. Обвал гривны, повышение стоимости коммунальных услуг, у меня, как у пенсионера, отрубили 15% пенсии. Во времена Януковича за 3 года меньше было сделано против людей, чем за год с этим правительством. Поэтому, я считаю, что это правительство не камикадзе — это правительство преступников.

Надо очень не любить свой народ, чтобы делать такие вещи. В то же время идут миллиардные сделки через Таможенную службу, через продажу собственности и все остальное. Но с каждым Майданом наш народ имеет все больше опыта …

Родители, дети с оружием в руках каждый день, рискуя своей жизнью на Востоке воюют. За что они воюют? Они воюют за свою Родину, за будущее. Какое будущее может быть у детей и внуков, если останется эта модель государства? Надо не реформами заниматься, а модель государства менять. Реформы — это как ремонт плохой машины: в ржавый Запорожец время от времени вставляют какую-то деталь то от мерседеса то от Ситроена.

«Я не «каркают». Я делаю предупреждение … »

Как эту модель нужно менять?

Надо делать такую модель государства, как у чехов, поляков, то есть, народный капитализм. Иначе ничего не поменяется. Самый большой недостаток нашей модели — бороться с коррупцией назначают тех, кто является коррупционером. Коррупция же не существую внизу: как судьи будут что-то решать, когда сами на 100% являются коррупционерами. Нужно все менять — милицию, судей.

Так вот у нас же сейчас создают новую милицию …

Когда в одной из своих поэм я предсказал, что будет Майдан. Так и сейчас все к этому идет. Я не «каркают». Я делаю предупреждение для тех, кто этот Майдан «готовит». Они кричат: если ты критикуешь власть, значит, ты — рука Москвы. Нет. Дело в том, что все, что делают наши чиновники на сегодняшний день является признаком того, что они рука Москвы. Рука и нога. Если то, что они делают, не работает на украинский народ, то значит, это работает на врага. Вроде через Минские соглашения они не могут отвечать врагу огнем, не имеют права выгнать оружием врага. Власть балуется, войну превратила в бизнес. Это позорно.

Когда артисты идут к власти, это — позитив?

С моей точки зрения, Верховная Рада должна состоять из других людей. Нужно иметь два образования — юридическое и экономическое. Может быть очень хороший человек, или очень добросовестная, которая рисковала жизнью, но в парламенте нужно законы писать, а есть такие сейчас депутаты, также сроков юридических не знают. У нас до сих пор не было полноценного парламента. Сейчас такое отношение: нам нравится то человек, то давайте ее выберем в Верховную раду. Так нельзя.

Вы о таких, как казак Гаврилюк?

Он больше пользы бы сделал, если бы ему дали роту, пусть воюет. Это все равно, что меня назначить директором военного завода. Парламент должен быть профессиональным, это не любительский клуб «хороших людей». И партии я бы запретил, кстати.

Зачем?

Потому что наша страна отравлена так называемой партийности. Но настоящие партии должны быть идеологическими. Идеологий не так много: может быть коммунистическая, социалистическая, социал-демократическая, либеральная, анархическая … А у нас — партия Иванова, партия Петрова, Петренко, Сидоренко. Это клубы. Это бизнес. Которая может быть партия по географическому признаку — я о Партии регионов? 70 лет все партийную жизнь людей в нашей стране — это была одна партия. Мы каждый день, образно говоря, ели одну и ту же пищу. Представьте, что вы 70 лет ели овсянку, и вдруг вас пригласили на банкет с разнообразием блюд. Что с вами будет? Гастрит, язва и так далее. У нас люди сейчас не объяснят толком, какая идеология у «Батькивщины», например, или в «Народного фронта».

Тем не менее, ваш сын в парламенте в составе президентской фракции.

Он не член партии, он мажоритарщик. Просто он шел под эгидой БПП.

Правильно, что КПУ запретили?

Для того, чтобы запретить любую партию, надо провести что-то вроде Нюрнбергского процесса. Если сегодня можно запретить КПУ, то завтра так же можно запретить любую из других партий, которые есть в парламенте. Это не цивилизованно. Цивилизованно — решать все через суд, на котором определяется приговор.

«Артистам я бы сказал — хотите стать народными? Пожалуйста, соберите 70000 людей!»

Петр Порошенко вам на 70-летие вручил орден Ярослава Мудрого. Что для вас значит такое отличие?

Для меня это было неожиданно. Если я заслужил орден Ярослава Мудрого, то я благодарен президенту. Но я не обращался, никто не подавал никаких документов, это была его инициатива, значит, он так считает. Каждому человеку приятно, когда его ценят.

Есть ли сегодня смысл в званиях народного, заслуженного артиста?

Надо менять систему присвоения этих званий. Когда власть отмечает, кому дать, — это как при Советском союзе. С моей точки зрения, не власть отмечать — это должно определять народ, то есть количество людей, которые приходят на концерты. Власть может не давать Вакарчуку звание народного артиста. Но он собирает 70 000 зрителей, а другие артисты не могут собрать такое количество людей. Другим артистам я бы сказал — хотите стать народными? Пожалуйста, соберите 70000 человек!

Какую пенсию вы получаете как народный артист?

Когда я ушел на пенсию, в 60 лет, моя пенсия составляла примерно 5000 гривен. По курсу на тот момент это было около $ 1000. Затем, доллар вдруг в 2 раза вырос, моя пенсия стала составлять $ 500. На сегодняшний день, если учесть, что у меня забрали 15% пенсии — это около $ 200 получается. То есть, $ 800 у меня государство украла. Государство, которое я должен любить, на которую я должен работать.

Ваш творческий собрат, композитор Игорь Поклад, соавтор самых известных ваших шлягеров, тяжело болеет? Какой у него состояние сегодня, и отозвались на ваш призыв ему помочь артисты?

Он перенес тяжелые операции. Здоровье его сейчас более-менее нормальное. Дай Бог, он еще много лет жить и писать. Он — гений украинской музыки.

Кто из артистов ему помогал?

Помогали все, когда были операции. И Меладзе, и Ротару, и Лихута с Повалий, очень многие артисты помогли, всех и не назову.

По информации Сайта «Главком». www.glavcom.ua

Автор

Олег Базалук

Oleg Bazaluk (February 5, 1968, Lozova, Kharkiv Region, Ukraine) is a Doctor of Philosophical Sciences, Professor, philosopher, political analyst and write. His research interests include interdisciplinary studies in the fields of neurobiology, cognitive psychology, neurophilosophy, and cosmology.