Война с «путинизацией». Почему поляки встали на защиту демократииВойна с «путинизацией». Почему поляки встали на защиту демократии

Иван Яковина

Граждане Польши выступают против все более авторитарного правительства, уходящего от европейских ценностей
«Я очень взволнован и подавлен. Четверть века польской демократии подходят к завершению», — заявил в интервью «Газете Выборчей» бывший председатель Конституционного суда страны Анджей Золл. На невеселые раздумья видного юриста навели последние события в Польше, где правящая партия «Право и справедливость» (ПиС) с энтузиазмом взялась наводить свои порядки, которые, по мнению множества специалистов, совсем не рифмуются с европейскими ценностями и либеральной демократией.

После завершения недавнего электорального цикла почти вся власть в Польше оказалась в руках одной партии. Представитель крайне правой ПиС Анджей Дуда выиграл президентские выборы, его однопартийцы получили большинство в Сенате и Сейме, сформировали правительство и назначили премьер-министра – Беату Шидло. Получив контроль над законодательной и исполнительной ветвями, они решили совместными усилиями взять и судебную.

Для этого из Конституционного суда с очевидными нарушениями закона были уволены пять нелояльных судей и назначены пять «своих». Кроме того, КС был ограничен в правах и сроках рассмотрения дел: согласно новым законам, он уже не может оперативно реагировать на очевидные нарушения Основного закона страны. КС, правда, этих изменений не признает, но законодатели и правительство продолжают настаивать на своем.

Одновременно с этим из руководства силовых ведомств и спецслужб в максимально сжатые сроки были изгнаны все представители прежней, либеральной, власти. Причем методы для этого порой использовались весьма неоднозначные, скорее напоминающие рейдерский захват. Яркий пример – аффилированный с НАТО контрразведывательный центр в Варшаве, который находится в совместном управлении Польши и Словакии. Новые руководители Минобороны в сопровождении полицейских ночью пробрались в здание, используя дубликат ключа. Охрана вызвала на место событий руководителя центра, но, когда он приехал туда, его просто не пустили внутрь.

Словаки, узнав о произошедшем только утром, немало удивились: консультаций о смене руководства с ними никто не проводил. Заявление Братиславы, выдержанное в дипломатическом тоне, в переводе на обычный язык могло бы звучать так: «Явно какая-то ерунда происходит. Надо бы разобраться». Помочь с этим вызвался экс-министр обороны Польши Томаш Симоняк, популярно растолковавший суть событий: «Это беспрецедентно. Не припомню, чтобы входящая в НАТО страна атаковала объект Альянса».

Скорость и методы установления контроля над спецслужбами и всеми ветвями власти страны не на шутку встревожили руководство ЕС. Спикер Европарламента Мартин Шульц объявил, что действия руководства ПиС «обладают чертами государственного переворота». Для человека, занимающего столь высокий пост, это очень сильные слова. Тем более, что произнесены они не о какой-нибудь африканской диктатуре, а о стране, входящей в ЕС и НАТО. В Варшаве обиделись и потребовали извинений. Шульц отказался. Вместо извинений 19 января Европарламент посвятит сессию обсуждению событий в Польше.

Пока же происходящее пытаются объяснить политики и эксперты. Александр Смолар – президент влиятельного Фонда Стефана Батория – высказался в том смысле, что для крайне правых демократия – это не самоценность, а лишь инструмент обретения полноты власти: «Они убеждены, что после выборов победившая партия должна получить всю власть, практически без ограничений. Они очень хотят укрепить свою власть и ослабить институты контроля политических процессов».

Иван Крастев, глава Центра либеральных стратегий в Софии, развил мысль. По его мнению, крайне правые преследуют куда более серьезные цели, чем реализация их экономической и политической платформы, они хотят отменить нынешнюю социально-политическую архитектуру своих стран: «Эти популистские и радикальные силы – не вполне партии. Это, скорее, конституционные движения. Они обещают своим избирателям то, чего демократия предоставить не может, а именно: чувство победы для большинства (не только политического, но этнического и религиозного), которое получает возможность делать все, что заблагорассудится».

Эту позицию отчасти разделяет и бывший президент Польши Александр Квасьневский. Комментируя события в своей стране, он указал на то, что кризис намного шире. «Это не только польская проблема. Что-то подобное происходит по всей Европе. Это проблема традиционной демократии, которая переживает кризис».

Все три эксперта, в общем, говорят о том, что крайне правые, традиционалистские движения предлагают поменять либеральную демократию на нечто иное. То есть – поменять режим. При такой постановке вопроса главный вопрос звучит так: «На что именно?».

Кое-какие ответы содержатся в выступлениях и действиях лидеров ПиС, особенно не стесняющихся своих взглядов. В социально-политическом смысле они предлагают агрессивный религиозно-националистический коктейль, в экономическом – почти социализм (повышение государственных выплат, снижение пенсионного возраста, рост минимальной зарплаты).

Первым же делом, залы, где проводятся пресс-конференции правительства, были очищены от флагов Евросоюза. Смысл акции, в общем, был ясен и без объяснений: ценности теперь только польские, европейские могут подождать.

Ярослав Качиньский – духовный лидер и «серый кардинал» ПиС, которого можно смело назвать реальным руководителем страны, например, вывел такую формулу «Церковь и ее учения – это основа польской идентичности. И каждый, даже атеист, должен принять это. Всякий, кто поднимает руку на Церковь, поднимает руку и на Польшу». Сложно понять, чего тут больше – национализма или клерикализма, но это еще не все. Тех, кто сомневается в его мировоззрении и пытается сопротивляться, Качиньский считает людьми не «второго» даже, а «наихудшего» сорта.

По его словам, оппозиционеры, попросившие ЕС обратить внимание на нынешние события в стране «доносят на Польшу иностранцам». Далее он развил мысль: «В Польше существует страшная традиция национального предательства. Это как будто в их генах, в генах поляков наихудшего сорта, которые сейчас чувствуют угрозу, а потому так активны». К этому «сорту» своих соотечественников он причислил нынешнюю оппозицию, а также тех, кто сотрудничал с немцами во время войны и с советами – после ее завершения.

Это выступление вызвало большое возмущение. Пассаж о «национал-предателях» возродил в памяти выступление Владимира Путина, который дал полностью идентичное определение своим оппонентам. Депутат Сейма Роберт Кропивницкий ответил Качиньскому так: «Вы уже путинские стандарты вводите в оборот. Сам “хозяин” гордился бы вами».

Реакция поляков «наихудшего сорта» разделилась. Одни отнеслись к заявлению лидера ПиС со всей серьезностью, подав в суд коллективный иск, в котором пожаловались, что действительно стали чувствовать угрозу себе после слов Качиньского. Другие поступили более жестоко, с юмором: в Польше начали продавать значки и футболки с надписями вроде «Я – поляк наихудшего сорта». Для людей, склонных к авторитаризму, такие издевательства над собой куда неприятнее формальных исков в суд.

Впрочем, новое польское руководство не только юмора не понимает. В ноябре свеженазначенный министр культуры в лучших российских традициях попытался запретить спектакль «Смерть и девушка», поставленный по книге нобелевского лауреата Эльфриды Елинек. Чиновник разглядел в постановке признаки «порнографии». К счастью, общественность оказалась сильнее – министра прогнали, спектакль состоялся.

Еще одним объектом ненависти руководства ПиС стала одно из лучших изданий Польши – леволиберальная «Газета Выборча», подвергающая жесткой критике действия новых властей. Давление на журналистов пока осуществляется в «мягкой» форме: сторонники властей ходят под окнами редакции крестными ходами и устраивают там молебны, призывая журналистов «вернуться к вере». Интересно, что по времени это совпало с абсолютно хамской и немотивированной высылкой корреспондента «Газеты Выборчей» Вацлава Раздивиновича из России, где он работал много лет.

Однако так просто протолкнуть свои идеи о национально-социалистическом государстве с клерикальным уклоном, давлением на суды, прессу, двумя «сортами» граждан и «национал-предателями» Качиньскому и компании не получится. Дело тут не столько в критике со стороны Евросоюза, которая, кстати, становится все более ощутимой. Наибольшие проблемы у властей будут с собственным народом – возможно, самым свободолюбивым и непокорным в Европе. Навязать полякам свою волю без последствий еще никому не удавалось.

Уже сейчас они не только выпускают смешные футболки, но и десятками тысяч выходят на улицы, требуя прекратить издевательство над демократией, какими бы благими намерениями эти действия ни оправдывались. Главное их требование сейчас – проведение досрочных выборов. Власть, конечно, ни о чем подобном слышать не хочет, поэтому противостояние продолжается. Важно, что к противникам Качиньского примыкают все новые люди. Например, инициатива правительства полностью запретить в стране аборты вывела на улицы защитников прав женщин. И у оппозиции есть все шансы победить: на ее стороне выступил действительно авторитетный в Польше человек – легендарный лидер «Солидарности» Лех Валенса.

«Это правительство работает против Польши, против наших достижений, свободы, демократии. Я уже не говорю о том, что оно сделало нас посмешищем в глазах всего мира. Мне даже стыдно приезжать за границу!», — заявил первый президент современной Польши. Он тоже призвал провести перевыборы и референдум об отмене новых законов о Конституционном суде, ограничивающими его полномочия.

И, похоже, мнение Валенсы разделяет все больше поляков. Рейтинг ПиС за последние несколько месяцев обвалился с 42 до 27 процентов и продолжает снижаться.

Новое ВремяИван Яковина

Граждане Польши выступают против все более авторитарного правительства, уходящего от европейских ценностей
«Я очень взволнован и подавлен. Четверть века польской демократии подходят к завершению», — заявил в интервью «Газете Выборчей» бывший председатель Конституционного суда страны Анджей Золл. На невеселые раздумья видного юриста навели последние события в Польше, где правящая партия «Право и справедливость» (ПиС) с энтузиазмом взялась наводить свои порядки, которые, по мнению множества специалистов, совсем не рифмуются с европейскими ценностями и либеральной демократией.

После завершения недавнего электорального цикла почти вся власть в Польше оказалась в руках одной партии. Представитель крайне правой ПиС Анджей Дуда выиграл президентские выборы, его однопартийцы получили большинство в Сенате и Сейме, сформировали правительство и назначили премьер-министра – Беату Шидло. Получив контроль над законодательной и исполнительной ветвями, они решили совместными усилиями взять и судебную.

Для этого из Конституционного суда с очевидными нарушениями закона были уволены пять нелояльных судей и назначены пять «своих». Кроме того, КС был ограничен в правах и сроках рассмотрения дел: согласно новым законам, он уже не может оперативно реагировать на очевидные нарушения Основного закона страны. КС, правда, этих изменений не признает, но законодатели и правительство продолжают настаивать на своем.

Одновременно с этим из руководства силовых ведомств и спецслужб в максимально сжатые сроки были изгнаны все представители прежней, либеральной, власти. Причем методы для этого порой использовались весьма неоднозначные, скорее напоминающие рейдерский захват. Яркий пример – аффилированный с НАТО контрразведывательный центр в Варшаве, который находится в совместном управлении Польши и Словакии. Новые руководители Минобороны в сопровождении полицейских ночью пробрались в здание, используя дубликат ключа. Охрана вызвала на место событий руководителя центра, но, когда он приехал туда, его просто не пустили внутрь.

Словаки, узнав о произошедшем только утром, немало удивились: консультаций о смене руководства с ними никто не проводил. Заявление Братиславы, выдержанное в дипломатическом тоне, в переводе на обычный язык могло бы звучать так: «Явно какая-то ерунда происходит. Надо бы разобраться». Помочь с этим вызвался экс-министр обороны Польши Томаш Симоняк, популярно растолковавший суть событий: «Это беспрецедентно. Не припомню, чтобы входящая в НАТО страна атаковала объект Альянса».

Скорость и методы установления контроля над спецслужбами и всеми ветвями власти страны не на шутку встревожили руководство ЕС. Спикер Европарламента Мартин Шульц объявил, что действия руководства ПиС «обладают чертами государственного переворота». Для человека, занимающего столь высокий пост, это очень сильные слова. Тем более, что произнесены они не о какой-нибудь африканской диктатуре, а о стране, входящей в ЕС и НАТО. В Варшаве обиделись и потребовали извинений. Шульц отказался. Вместо извинений 19 января Европарламент посвятит сессию обсуждению событий в Польше.

Пока же происходящее пытаются объяснить политики и эксперты. Александр Смолар – президент влиятельного Фонда Стефана Батория – высказался в том смысле, что для крайне правых демократия – это не самоценность, а лишь инструмент обретения полноты власти: «Они убеждены, что после выборов победившая партия должна получить всю власть, практически без ограничений. Они очень хотят укрепить свою власть и ослабить институты контроля политических процессов».

Иван Крастев, глава Центра либеральных стратегий в Софии, развил мысль. По его мнению, крайне правые преследуют куда более серьезные цели, чем реализация их экономической и политической платформы, они хотят отменить нынешнюю социально-политическую архитектуру своих стран: «Эти популистские и радикальные силы – не вполне партии. Это, скорее, конституционные движения. Они обещают своим избирателям то, чего демократия предоставить не может, а именно: чувство победы для большинства (не только политического, но этнического и религиозного), которое получает возможность делать все, что заблагорассудится».

Эту позицию отчасти разделяет и бывший президент Польши Александр Квасьневский. Комментируя события в своей стране, он указал на то, что кризис намного шире. «Это не только польская проблема. Что-то подобное происходит по всей Европе. Это проблема традиционной демократии, которая переживает кризис».

Все три эксперта, в общем, говорят о том, что крайне правые, традиционалистские движения предлагают поменять либеральную демократию на нечто иное. То есть – поменять режим. При такой постановке вопроса главный вопрос звучит так: «На что именно?».

Кое-какие ответы содержатся в выступлениях и действиях лидеров ПиС, особенно не стесняющихся своих взглядов. В социально-политическом смысле они предлагают агрессивный религиозно-националистический коктейль, в экономическом – почти социализм (повышение государственных выплат, снижение пенсионного возраста, рост минимальной зарплаты).

Первым же делом, залы, где проводятся пресс-конференции правительства, были очищены от флагов Евросоюза. Смысл акции, в общем, был ясен и без объяснений: ценности теперь только польские, европейские могут подождать.

Ярослав Качиньский – духовный лидер и «серый кардинал» ПиС, которого можно смело назвать реальным руководителем страны, например, вывел такую формулу «Церковь и ее учения – это основа польской идентичности. И каждый, даже атеист, должен принять это. Всякий, кто поднимает руку на Церковь, поднимает руку и на Польшу». Сложно понять, чего тут больше – национализма или клерикализма, но это еще не все. Тех, кто сомневается в его мировоззрении и пытается сопротивляться, Качиньский считает людьми не «второго» даже, а «наихудшего» сорта.

По его словам, оппозиционеры, попросившие ЕС обратить внимание на нынешние события в стране «доносят на Польшу иностранцам». Далее он развил мысль: «В Польше существует страшная традиция национального предательства. Это как будто в их генах, в генах поляков наихудшего сорта, которые сейчас чувствуют угрозу, а потому так активны». К этому «сорту» своих соотечественников он причислил нынешнюю оппозицию, а также тех, кто сотрудничал с немцами во время войны и с советами – после ее завершения.

Это выступление вызвало большое возмущение. Пассаж о «национал-предателях» возродил в памяти выступление Владимира Путина, который дал полностью идентичное определение своим оппонентам. Депутат Сейма Роберт Кропивницкий ответил Качиньскому так: «Вы уже путинские стандарты вводите в оборот. Сам “хозяин” гордился бы вами».

Реакция поляков «наихудшего сорта» разделилась. Одни отнеслись к заявлению лидера ПиС со всей серьезностью, подав в суд коллективный иск, в котором пожаловались, что действительно стали чувствовать угрозу себе после слов Качиньского. Другие поступили более жестоко, с юмором: в Польше начали продавать значки и футболки с надписями вроде «Я – поляк наихудшего сорта». Для людей, склонных к авторитаризму, такие издевательства над собой куда неприятнее формальных исков в суд.

Впрочем, новое польское руководство не только юмора не понимает. В ноябре свеженазначенный министр культуры в лучших российских традициях попытался запретить спектакль «Смерть и девушка», поставленный по книге нобелевского лауреата Эльфриды Елинек. Чиновник разглядел в постановке признаки «порнографии». К счастью, общественность оказалась сильнее – министра прогнали, спектакль состоялся.

Еще одним объектом ненависти руководства ПиС стала одно из лучших изданий Польши – леволиберальная «Газета Выборча», подвергающая жесткой критике действия новых властей. Давление на журналистов пока осуществляется в «мягкой» форме: сторонники властей ходят под окнами редакции крестными ходами и устраивают там молебны, призывая журналистов «вернуться к вере». Интересно, что по времени это совпало с абсолютно хамской и немотивированной высылкой корреспондента «Газеты Выборчей» Вацлава Раздивиновича из России, где он работал много лет.

Однако так просто протолкнуть свои идеи о национально-социалистическом государстве с клерикальным уклоном, давлением на суды, прессу, двумя «сортами» граждан и «национал-предателями» Качиньскому и компании не получится. Дело тут не столько в критике со стороны Евросоюза, которая, кстати, становится все более ощутимой. Наибольшие проблемы у властей будут с собственным народом – возможно, самым свободолюбивым и непокорным в Европе. Навязать полякам свою волю без последствий еще никому не удавалось.

Уже сейчас они не только выпускают смешные футболки, но и десятками тысяч выходят на улицы, требуя прекратить издевательство над демократией, какими бы благими намерениями эти действия ни оправдывались. Главное их требование сейчас – проведение досрочных выборов. Власть, конечно, ни о чем подобном слышать не хочет, поэтому противостояние продолжается. Важно, что к противникам Качиньского примыкают все новые люди. Например, инициатива правительства полностью запретить в стране аборты вывела на улицы защитников прав женщин. И у оппозиции есть все шансы победить: на ее стороне выступил действительно авторитетный в Польше человек – легендарный лидер «Солидарности» Лех Валенса.

«Это правительство работает против Польши, против наших достижений, свободы, демократии. Я уже не говорю о том, что оно сделало нас посмешищем в глазах всего мира. Мне даже стыдно приезжать за границу!», — заявил первый президент современной Польши. Он тоже призвал провести перевыборы и референдум об отмене новых законов о Конституционном суде, ограничивающими его полномочия.

И, похоже, мнение Валенсы разделяет все больше поляков. Рейтинг ПиС за последние несколько месяцев обвалился с 42 до 27 процентов и продолжает снижаться.

Новое Время

Автор

Олег Базалук

Oleg Bazaluk (February 5, 1968, Lozova, Kharkiv Region, Ukraine) is a Doctor of Philosophical Sciences, Professor, philosopher, political analyst and write. His research interests include interdisciplinary studies in the fields of neurobiology, cognitive psychology, neurophilosophy, and cosmology.