Виктор Ющенко в истории УкраиныВиктор Ющенко в истории Украины

Олег Базалук. Из книги “Коррупция в Украине: Ментальность правителей и судьбы народов” (Геофилософия).

Третью часть читайте здесь.

Подведем итоги пятилетней президентской каденции Виктора Ющенко. Геофилософия определяет, что в отличие от первых двух президентов, Виктор Ющенко оставил значительный след в истории Украины, причем как это не парадоксально звучит, в основном положительный. Перечислим заслуги Ющенко перед Украиной:

1. Геофилософия определят основную заслугу Виктора Ющенко в том, что он первый президент в постсоветской истории Украины, который попытался развернуть Украину в таком территориальном единстве и ментальной разнородности населения в сторону европейской культуры. К сожалению, мало кто на западе и в самой Украине понял историческую миссию Ющенко. Однако если Михаилу Горбачеву европейское сообщество вручило Нобелевскую премию мира за развал СССР и возвращение границ европейской культуры к границам Украины, то Виктор Ющенко, как минимум достоин уважения среди украинского и европейских народов за то, что он эти границы попытался передвинуть под Белгород и Ростов, к границам Российской Федерации.

В отличие от президентов Кравчука и Кучмы, Ющенко прервал сближение Украины с Россией и остановил преступную ассимиляцию украинского народа в российско-азиатской культурной среде. Все пять лет своей президентской каденции Виктор Ющенко старался пробудить в украинцах историческую память, вернуть им уважение к своему историческому и культурному наследию, научить нацию идентифицировать себя не через российскую ментальность, а через корни пращуров – Древней Руси. Если 8 января 1654 года в Переяславе после речи гетмана Богдана Хмельницкого, указывавшего на необходимость для Украины выбрать кого-нибудь из четырёх государей: султана турецкого, хана крымского, короля польского или царя московского и отдаться в его подданство, украинская рада выбрала «царя московского, православного», то спустя 350 лет Виктор Ющенко попытался вернуть Украину и украинцев в лоно европейской культуры. Ведь до монгольской оккупации территориально и ментально Древняя Русь со столицей в Киеве относилась к европейской части континента и развивалась в её культурной среде.

2. Украинцы называли Виктора Ющенко «слабым президентом». Равняясь на Россию и Путина, украинский народ мечтал о сильной руке, о «хозяине», который наведет порядок в стране, чуть ли не с благодарностью вспоминали Кучму и его эпоху авторитарного правления. Однако Ющенко правил Украиной опираясь на свой управленческий опыт в банковской системе. Замечу, это не худший вариант управления демократической страной. Основная проблема заключалась не в Ющенко, а в том, что Украина не являлась демократической страной. Ко всему прочему, близкое окружение Ющенко, члены его команды, увидев мощь государственных финансовых потоков, не смогли обуздать жадность и азиатчину своей культуры. Добравшись до вершин государственного управления благодаря спровоцированной ими Оранжевой революции и заигрыванию с народом, все, начиная с Тимошенко и Порошенко и заканчивая их водителями, принялись обогащаться за государственный счет и за счет своего народа.

«Слабость» управления Виктора Ющенко – это и есть демократический принцип управления, когда руководитель несет только определенную культуру, пытается воплотить конкретную идею, а основную работу и нагрузку выполняют ценности правовой культуры и команда президента, с которой он пришел к власти. Президент Ющенко не мог положиться ни на законы, которые в Украине не работали, ни на свою команду, которая потеряла ценностные ориентиры, с которыми шла к власти, и превратилась в банду воров.

3. Геофилософия причисляет к заслугам эпохи Виктора Ющенко даже тот хаос, который остался во всех сферах жизнедеятельности государства. Этот хаос является не результатом «слабости» президента Ющенко, сколько последствием демона Юлии Тимошенко, чья ненависть и деструктивные потоки энергии перебросились из Кучмы на Ющенко. К образу Тимошенко в истории Украины мы еще вернемся не раз. Фактор Тимошенко в истории Украины очень важен. Это действительно образ революционера, борца, готового пожертвовать своей жизнью и жизнями близких людей ради идеи, своего предназначения. В борьбе с авторитарно-олигархическим режимом Кучмы и в организации Оранжевой революции Юлия Тимошенко сыграла ключевую роль. Однако её демоническая сила, фанатизм, жажда власти продолжали разрушать положительное и полезное для Украины, что начало выстраиваться после Оранжевой революции. Это не Ющенко довел Украину до хаоса за пять лет своего правления, а демон Тимошенко.

Хаос и полное разрушение государственной системы, которое сотворила Тимошенко в эпоху каденции «слабого» президента Ющенко, геофилософия определяет как благо украинскому народу. В сотворенном хаосе Тимошенко окончательно похоронила авторитаризм и пробудила гражданскую активность в обществе. Благодаря склокам и «разоблачениям» Тимошенко, которыми она ежедневно заполняла информационное пространство на протяжении пяти лет, украинцы перестали бояться власти, скрывать свои эмоции по отношению к власти, раскрепостились, пересмотрели свое прошлое и почувствовали себя свободными. Жизнь в хаосе эпохи Ющенко – это первый опыт обретения свободы украинцами за столетия жизни в Российской Империи, СССР и постсоветской истории независимой Украины. Благодаря этому хаосу, который разрушил не только авторитарные устои государства, но и изменил основы украинской ментальности (типа «моя хата с краю»), родилось поколение, которое уже не могло жить без свободы, которое уважало себя и готово было заставить уважать себя любую власть, даже диктаторский режим Януковича. Именно это поколение, а не кто-либо из тех, кто организовывал Оранжевую революцию, 21 ноября 2013 года не побоялось выйти на Майдан, причем не на предновогоднее шоу, а под дубинки и пули подразделений Беркута, и свершить первую революцию в истории независимой Украины – Революцию Достоинства!

Поэтому хаос эпохи Виктора Ющенко это и есть, то забытое чувство внутренней свободы, которое Ющенко вернул украинцам. Оно оказалось настолько забытым, непонятным, а многим даже неприятным на вкус, что народ поспешил избавиться от Ющенко как от дьявола-искусителя. Однако привкус то остался!

4. При Ющенко действительно произошло разрушение основ государственности. Еще раз подчеркну, в этом нет его заслуги или вины. Пять лет президентства Ющенко разрушением в Украине занималась только Тимошенко. Виктор Ющенко в силу ограниченных полномочий и присущего ему стиля банковского управления, все пять лет упорно воплощал в жизнь свою основную идею: просветителя и проповедника украинской культуры и украинской идентификации. В результате этого странного симбиоза: «слабого», но идейного президента Ющенко и разрушительной энергии Тимошенко, геофилософия обнаруживает еще одну очевидную пользу для украинского народа. А именно, на фоне разрушения основ украинской государственности, происходило зарождение нового гражданского общества, поколений, с обретенной внутренней свободой. По большому счету, хаос, который устроила Юлия Тимошенко в государстве при Ющенко, требовалось устроить еще раньше и еще сильнее. Ведь Тимошенко разрушала модель субъективной власти с её азиатчиной и временными субъективными ценностями. С такой моделью государственного управления Украина не могла вернуться в европейскую культуру. В идеале, лучше конечно, чтобы на фоне разрушения модели субъективной власти происходило становление модели объективной власти (власти законов), но то, что произошло, уже было достаточным. Внутренняя свобода – это не позволительность и вседозволенность, это ответственность и дисциплина. Еще в начале ХХ столетия известный русский философ Иван Ильин писал, что «настоящая дисциплина – это, прежде всего, проявление внутренней свободы, то есть духовного самообладания и самоуправления. Она принимается и поддерживается добровольно и сознательно» [Ильин, 1993: 213]. В 2005-2009 году украинский народ еще не мог оценить важность внутренней свободы и тем более, добровольно принять методы управления ею. Для закрепления внутренней свободы требовался контраст и время на осмысление. Все это Украина получила в период власти Виктора Януковича. Геофилософия констатирует идеальный для становления гражданского общества переход контрастов в истории Украины:

Авторитаризм Кучмы → Хаос-свобода Ющенко → Диктатура Януковича →
Революция Достоинства

Это идеальная последовательность государственного управления, которая гарантированно ведет к становлению гражданского общества.
Олег Базалук. Из книги “Коррупция в Украине: Ментальность правителей и судьбы народов” (Геофилософия).

Третью часть читайте здесь.

Подведем итоги пятилетней президентской каденции Виктора Ющенко. Геофилософия определяет, что в отличие от первых двух президентов, Виктор Ющенко оставил значительный след в истории Украины, причем как это не парадоксально звучит, в основном положительный. Перечислим заслуги Ющенко перед Украиной:

1. Геофилософия определят основную заслугу Виктора Ющенко в том, что он первый президент в постсоветской истории Украины, который попытался развернуть Украину в таком территориальном единстве и ментальной разнородности населения в сторону европейской культуры. К сожалению, мало кто на западе и в самой Украине понял историческую миссию Ющенко. Однако если Михаилу Горбачеву европейское сообщество вручило Нобелевскую премию мира за развал СССР и возвращение границ европейской культуры к границам Украины, то Виктор Ющенко, как минимум достоин уважения среди украинского и европейских народов за то, что он эти границы попытался передвинуть под Белгород и Ростов, к границам Российской Федерации.

В отличие от президентов Кравчука и Кучмы, Ющенко прервал сближение Украины с Россией и остановил преступную ассимиляцию украинского народа в российско-азиатской культурной среде. Все пять лет своей президентской каденции Виктор Ющенко старался пробудить в украинцах историческую память, вернуть им уважение к своему историческому и культурному наследию, научить нацию идентифицировать себя не через российскую ментальность, а через корни пращуров – Древней Руси. Если 8 января 1654 года в Переяславе после речи гетмана Богдана Хмельницкого, указывавшего на необходимость для Украины выбрать кого-нибудь из четырёх государей: султана турецкого, хана крымского, короля польского или царя московского и отдаться в его подданство, украинская рада выбрала «царя московского, православного», то спустя 350 лет Виктор Ющенко попытался вернуть Украину и украинцев в лоно европейской культуры. Ведь до монгольской оккупации территориально и ментально Древняя Русь со столицей в Киеве относилась к европейской части континента и развивалась в её культурной среде.

2. Украинцы называли Виктора Ющенко «слабым президентом». Равняясь на Россию и Путина, украинский народ мечтал о сильной руке, о «хозяине», который наведет порядок в стране, чуть ли не с благодарностью вспоминали Кучму и его эпоху авторитарного правления. Однако Ющенко правил Украиной опираясь на свой управленческий опыт в банковской системе. Замечу, это не худший вариант управления демократической страной. Основная проблема заключалась не в Ющенко, а в том, что Украина не являлась демократической страной. Ко всему прочему, близкое окружение Ющенко, члены его команды, увидев мощь государственных финансовых потоков, не смогли обуздать жадность и азиатчину своей культуры. Добравшись до вершин государственного управления благодаря спровоцированной ими Оранжевой революции и заигрыванию с народом, все, начиная с Тимошенко и Порошенко и заканчивая их водителями, принялись обогащаться за государственный счет и за счет своего народа.

«Слабость» управления Виктора Ющенко – это и есть демократический принцип управления, когда руководитель несет только определенную культуру, пытается воплотить конкретную идею, а основную работу и нагрузку выполняют ценности правовой культуры и команда президента, с которой он пришел к власти. Президент Ющенко не мог положиться ни на законы, которые в Украине не работали, ни на свою команду, которая потеряла ценностные ориентиры, с которыми шла к власти, и превратилась в банду воров.

3. Геофилософия причисляет к заслугам эпохи Виктора Ющенко даже тот хаос, который остался во всех сферах жизнедеятельности государства. Этот хаос является не результатом «слабости» президента Ющенко, сколько последствием демона Юлии Тимошенко, чья ненависть и деструктивные потоки энергии перебросились из Кучмы на Ющенко. К образу Тимошенко в истории Украины мы еще вернемся не раз. Фактор Тимошенко в истории Украины очень важен. Это действительно образ революционера, борца, готового пожертвовать своей жизнью и жизнями близких людей ради идеи, своего предназначения. В борьбе с авторитарно-олигархическим режимом Кучмы и в организации Оранжевой революции Юлия Тимошенко сыграла ключевую роль. Однако её демоническая сила, фанатизм, жажда власти продолжали разрушать положительное и полезное для Украины, что начало выстраиваться после Оранжевой революции. Это не Ющенко довел Украину до хаоса за пять лет своего правления, а демон Тимошенко.

Хаос и полное разрушение государственной системы, которое сотворила Тимошенко в эпоху каденции «слабого» президента Ющенко, геофилософия определяет как благо украинскому народу. В сотворенном хаосе Тимошенко окончательно похоронила авторитаризм и пробудила гражданскую активность в обществе. Благодаря склокам и «разоблачениям» Тимошенко, которыми она ежедневно заполняла информационное пространство на протяжении пяти лет, украинцы перестали бояться власти, скрывать свои эмоции по отношению к власти, раскрепостились, пересмотрели свое прошлое и почувствовали себя свободными. Жизнь в хаосе эпохи Ющенко – это первый опыт обретения свободы украинцами за столетия жизни в Российской Империи, СССР и постсоветской истории независимой Украины. Благодаря этому хаосу, который разрушил не только авторитарные устои государства, но и изменил основы украинской ментальности (типа «моя хата с краю»), родилось поколение, которое уже не могло жить без свободы, которое уважало себя и готово было заставить уважать себя любую власть, даже диктаторский режим Януковича. Именно это поколение, а не кто-либо из тех, кто организовывал Оранжевую революцию, 21 ноября 2013 года не побоялось выйти на Майдан, причем не на предновогоднее шоу, а под дубинки и пули подразделений Беркута, и свершить первую революцию в истории независимой Украины – Революцию Достоинства!

Поэтому хаос эпохи Виктора Ющенко это и есть, то забытое чувство внутренней свободы, которое Ющенко вернул украинцам. Оно оказалось настолько забытым, непонятным, а многим даже неприятным на вкус, что народ поспешил избавиться от Ющенко как от дьявола-искусителя. Однако привкус то остался!

4. При Ющенко действительно произошло разрушение основ государственности. Еще раз подчеркну, в этом нет его заслуги или вины. Пять лет президентства Ющенко разрушением в Украине занималась только Тимошенко. Виктор Ющенко в силу ограниченных полномочий и присущего ему стиля банковского управления, все пять лет упорно воплощал в жизнь свою основную идею: просветителя и проповедника украинской культуры и украинской идентификации. В результате этого странного симбиоза: «слабого», но идейного президента Ющенко и разрушительной энергии Тимошенко, геофилософия обнаруживает еще одну очевидную пользу для украинского народа. А именно, на фоне разрушения основ украинской государственности, происходило зарождение нового гражданского общества, поколений, с обретенной внутренней свободой. По большому счету, хаос, который устроила Юлия Тимошенко в государстве при Ющенко, требовалось устроить еще раньше и еще сильнее. Ведь Тимошенко разрушала модель субъективной власти с её азиатчиной и временными субъективными ценностями. С такой моделью государственного управления Украина не могла вернуться в европейскую культуру. В идеале, лучше конечно, чтобы на фоне разрушения модели субъективной власти происходило становление модели объективной власти (власти законов), но то, что произошло, уже было достаточным. Внутренняя свобода – это не позволительность и вседозволенность, это ответственность и дисциплина. Еще в начале ХХ столетия известный русский философ Иван Ильин писал, что «настоящая дисциплина – это, прежде всего, проявление внутренней свободы, то есть духовного самообладания и самоуправления. Она принимается и поддерживается добровольно и сознательно» [Ильин, 1993: 213]. В 2005-2009 году украинский народ еще не мог оценить важность внутренней свободы и тем более, добровольно принять методы управления ею. Для закрепления внутренней свободы требовался контраст и время на осмысление. Все это Украина получила в период власти Виктора Януковича. Геофилософия констатирует идеальный для становления гражданского общества переход контрастов в истории Украины:

Авторитаризм Кучмы → Хаос-свобода Ющенко → Диктатура Януковича →
Революция Достоинства

Это идеальная последовательность государственного управления, которая гарантированно ведет к становлению гражданского общества.

Автор

Олег Базалук

Oleg Bazaluk (February 5, 1968, Lozova, Kharkiv Region, Ukraine) is a Doctor of Philosophical Sciences, Professor, philosopher, political analyst and write. His research interests include interdisciplinary studies in the fields of neurobiology, cognitive psychology, neurophilosophy, and cosmology.