What turns a strategic mistake PutinУ що обертається стратегічна помилка ПутінаВо что оборачивается стратегическая ошибка Путина

Во что оборачивается стратегическая ошибка Путина
Олег Базалук, Украинский Политик. 13 марта 2014 года

События в Украине конца 2013 – начала 2014 года стали для руководства России полной неожиданностью. Они со всей очевидностью показали, что:
1. Руководство Российской Федерации совершенно перестало разбираться в событиях, происходящих в Украине;
2. У руководства Российской Федерации, несмотря на горький опыт предыдущих просчетов, по-прежнему отсутствует стратегия развития отношений с Украиной.
В двух словах рассмотрим сказанное. В политике, как и в любой сфере человеческой деятельности важна конкуренция. Конкуренция обеспечивает равные возможности для самореализации и соответственно борьбу идей, точек зрения, предложений. Российский политикум этого лишен. Отсутствие конкуренции привело к застою информации и образованию стереотипов. Одни и те же люди на протяжении многих лет доносят руководству России информацию, которая сформировала устойчивый стереотип на происходящее в Украине. Все, что не вкладывалось в этот стереотип – отвергалось и не воспринималось.
Сложившийся стереотип на происходящее в Украине упрощенно можно охарактеризовать следующим образом: у власти Президент Янукович, все органы исполнительной, законодательной и судебной власти в его подчинении, милицию, прокуратуру, СБУ возглавляют верные ему люди, страна полностью контролируема. Из этой привычной для Российской действительности системы взглядов и формировалась вся внешняя политика России по отношению к Украине.
Майдан и последовавшие изменения первое время воспринимались как форс-мажорная аномалия, на которую Россия реагировала сиюминутно, спонтанно, втягиваясь в тот перечень стратегических ошибок, на которых мы остановимся ниже.
Первая реакция российского руководства – неприятие происходящего в Украине и навязывание силового сценария в Киеве. Путинские советы Януковичу (та «третья сила», о которой постоянно говорили люди из близкого окружения Януковича) вытекали из сложившегося стереотипа. Путин знал о масштабах коррупции и воровства «семьи», но он даже не мог представить реакцию украинского общества на узурпацию президентской власти. Во всех Путинских решениях прослеживается непонимание очевидного факта – изменившийся менталитет украинского народа. Та подчиненность и безоговорочная вера Президенту, которая наблюдается в России, уже нехарактерна украинцам, которые научились мыслить самостоятельно и не верить средствам массовой информации. Украинцы пресытились духом свободы и любая узурпация для них уже неприемлема. Как показывают опросы студентов – они уже не верят в сильного лидера, они полагаются только на свободное волеизъявление, на возможность самостоятельно принимать решения.
Бегство Януковича из Украины поставило Российское правительство в тупик – у них напрочь отсутствовало понимание, что делать дальше. У руководства России не оказалось кандидатур, которые могли заменить Януковича, которые можно было предложить в качестве альтернативы на новых Президентских выборах. Медведчук? Тигипко? Добкин? И это притом, что практически 60 % избирателей – это выходцы из густонаселенных регионов Восточной Украины, традиционно настроенных на развитие отношений с Россией!
Новое украинское правительство в силу открытой поддержки России беглого Президента Януковича со всей его свитой, неприятие российским руководством закономерных изменений в Украине, провозгласило курс в Европу. Россия, опять только по причине своих политических просчетов, предстала перед фактом вступления Украины в НАТО и в Евросоюз.
Даже в этой ситуации Россия могла многое изменить – ведь оставалась мощная экономическая зависимость и Восточная Украина с её пророссийскими взглядами. Но собственные политические просчеты Россия решила компенсировать силовыми методами. Никто не ожидал, что это окажется настоящая война. Максимум – экономическое противостояние. Но российское единовластие и отсутствие конкуренции в высших эшелонах российской власти привело к принятию очередного непродуманного решения – захват Крыма. Ошибочность этого решения заключалась в том, что оно не просчитывало стратегию поведения основных геополитических игроков. А ведь вся стратегия нынешней геополитики – это доверие к договорным отношениям. Не будет доверия – останутся только силовые варианты, а это уже атомная мировая война.
Вторжением в Крым Россия нарушила доверие к договорным отношениям. Она впервые создала прецедент допустимости нечестной игры – прийти и просто забрать часть территории у соседнего государства. Ни одно государство в мире такого в одиночку себе не позволяло.
Безусловно, последовала реакция, которую никто в России не ожидал. Россия осталась в полном одиночестве, даже страны СНГ, даже Беларусь, её не поддержала. Все увидели себя на месте Украины.
И российское руководство, пытаясь хоть как-то оправдаться, найти объяснение своим действиям, совершило новую, очередную роковую ошибку – во всех бедах обвинила Украину. Весь русскоязычный масс-медийный потенциал российское руководство направило на очернение украинского народа. Из Украины скроили демона, который хочет разрушить господство России. Страсти накалили до такой степени, что вековые связи двух народов начали резать по живому.
И к чему мы пришли? Перечислим «сухой остаток» российской внешней политики:
1. Полная политическая изоляция России;
2. Новый имидж оккупанта и агрессора;
3. Экономические санкции и разрушение экономики, которую только-только начали поднимать из руин;
4. Разрушение вековых культурных связей с братским украинским народом;
5. Еще одно «вражеское» государство с многокилометровой совместной границей;
6. Даже СНГ с Таможенным союзом на грани развала
И это политика?
Тут же возникает вопрос: Что делать дальше?
Нет очевидного ответа. Путинская политика очередной раз показала, что единовластие, да еще столь длительное – это тупиковая ветвь развития любого государства, даже с такими запасами сырья. Россия может последовать примеру Ирака, Ливии, Сирии. Когда оторванный от реальности политический режим загоняют в условия, которые не совместимы с его стереотипами, он привычно следует за тем, что уже начал делать – совершать одну ошибку за другой. Он решает вопросы ситуативно, огрызаясь, обижаясь, не просчитывая последствия. И пока история не знает исключений.
Есть другой вариант, практически не реализуемый в условиях единовластия (не хочется называть это тоталитаризмом). Это определение новой стратегии и принятие не стандартных решений, например, возвращение в русло нормализации отношений. Даже в нормальной семье попадается заблудший сын и его прощают. Но совместимы ли амбиции Путина с путем прощения?
А ведь сколько всего можно было сделать сообща, как например США и Великобритания…

Автор

Олег Базалук

Oleg Bazaluk (February 5, 1968, Lozova, Kharkiv Region, Ukraine) is a Doctor of Philosophical Sciences, Professor, philosopher, political analyst and write. His research interests include interdisciplinary studies in the fields of neurobiology, cognitive psychology, neurophilosophy, and cosmology.